Saturday 4 February 2012

Два мира человеческого бытия


Согласно исследованиям Gerald Edelman at the Scripps Reseach Institute in La Jolla, California (1992) человеческое сознание способно существовать в двух состояниях: Первичного и Вторичного Сознания. При этом, первичное сознание выстраивает мир своего существования, подобно любым другим животным, на основании субъективного чувственного опыта, формирующегося из кодов информации о воздействии на рецепцию органов чувств и эмоций, каталогизирующих особенности реагирования. Это состояние сознания позволяет определять себя существующим, чувствующим или плавающим (Ursula Voss at the University of Francfurt in Germany). Наша жизнь в социальной среде человеческого общения, однако значительно сложнее и отражает способность нашего сознания "знать, что знаешь - aware of being aware". В этом состоянии человеческое сознание отражая чувственный опыт и эмоции способно определять себя в идеальном мире своего бытия, обстоятельства которого позволяют нам выносить суждения, оценки своему прведению. Такое состояние сознание названо вторичным сознанием и характерно лишь для человеческого существа. Это вторичное сознание представляет собой отраженное знание и является неотъемлемой частью бодрствования человека. В этой связи надо понимать, что первичное и вторичное сознание условно выстраивает два мира осознанного существовани существования людей в состоянии Бодрствования. Дифференцировать эти состояния сознания при бодствовании в настоящее время не представляется возможным, учитывая невозможность отделить нейродинамические процессы определяющие осознанность и бодрствование, само по себе.

Ключом к пониманию физиологии этих состояний может явиться изучение состояния сна и особенностей сновидений. Когда мы видим сны мы испытываем чувственные и эмоциональные ( хотя и воображаемые- не реальные) переживания. Если же мы принимаем странные и необычные явления как нормальные и реальные, то это означает, что что-то не в порядке с нашей способностью осознанно и рационально определять существование самого себя (Patrick McNamara of Boston University). Allan Hoson at Harvard Medical School полагает, что сновидения присущи первичному сознанию, в то время как осознанные сны ( действия в которых осознаны нами как действия во сне - lucid dreams) характерны для вторичного сознания осознания самого себя. Исследуя методом PET scan энергетические затраты мозга в состоянии бодрствования и при сновидениях в REM фазе сна ( Eric Nofzinger and col at the University of Pittsburg, Pensylvania, 1997) определили функционирование трех функциональных участков мозга, располагающся вдоль средней линии мозга, среди которых выделялись Insula и Amigdala (левой гемисферы мозга). Функция этих участков мозга известна в формировании мотивации поведения, чувства удовлетворения ( reward mechanisms) и эмоций. Наряду с активацией срединных структур мозга была обнаружена активность многих участков лобных долей за исключением одной, а именно дорсо-латерально - префронтального участка коры головного мозга (DLPFC), которая была угнетена при сновидениях REM - фазы сна и активировалась у бодрствующих. Согласно мнению Hobson (Trends in Cognitive Science, vol 6, p 475) именно с функциональной активностью этой зоны коры связано состояние вторичного сознания при бодствовании. Можно полагать, что особенности функционирования этой области коры головного мозга человека являются биологическим механизмом самоосознания при бодрствовании и "определения себя бодрствующим" в сновидениях. Исследования осознанных сновидений (Voss, 2009) показали специфическую биоэлектрическую активность DLPFC частотой 40 гц в отличии от простых сновидений, характеризующихся волновой активностью этой области в более низких частотах. Отсюда делаются предположения, что активность этого участка мозга является определяющей для человеческого бытия в состоянии вторичного сознания, модерируя переход от мира обычных сновидений REM фазы сна, через состояние осознанных сновидений, к бодствованию, являющегося включенным на полную мощность функционированием человеческого сознания.

Достижение осознания сновидения
Уроки осознания сновидения могут быть полезны для избавления от ночных кошмаров и могут доставлять эстетическое удовольствие (Victor Spoormaker at Utrecht University, Netherland. Psychotherapy and Psychosomatics, vol 75, p 389).

Урок 1 Тест
Спрашивайте себя сотни раз в день спите вы или бодрствуете. Позже, во сне, вы можете обнаружить себя отвечающим на этот вопрос. Если это произойдет, вас можно поздравить с успехом, открывающим дверь мир осознания сновидений.

Урок 2 Фокусируйте свои мысли
Люди способные фокусировать свое внимание на исполнение одной задачи, игре на музыкальных инструментах или в компьютерные игры более вероятно способны испытать осознанные сновидения ( Jayne Gackenbach at Grant MacEwan University in Edmonton, Canada).

Урок 3 Планируй свои фантазии
Почти всегда такой сон доставляет удовольствие сам по себе. Ложась спать постарайся запланировать для себя в максимально возможных деталях то, что бы тебе хотелось увидеть.

Урок 4 Вернись в сновидение
Если ты вынужден был проснуться постарайся вернутся в прерванное сновидение.

Урок 5 Проснись специально, чтобы заснуть позже (удобно во время выходных)
Поставьте будильник на час раньше обычного проснитесь сделайте что- нибудь и вернитесь в постель через час фокусируясь на прерванном сновидении.

Человеческий плод и младенец демонстрируют признаки REM сна. При этом младенец в возрасте до 1 года находится в эом состоянии в 4 раза дольше, чем взрослый человек. Однако сновидения появляются в первые годы жизни и связаны с освоением человеческой речи. Неизвестно почему но первые сновидения ребенка касаются образов животных. Дети испытывающие большее число сновидений, что связано с формированием теменных долей и чувственной зрительного опыта демонстрируют более высокие способности к фантазии в реальной жизни. В подростковом возрасте достигается пик сновидений, частота которых падает к 20 - ти годам и встречается не часто после этого возраста в REM фазе сна. У взрослых этот тип сновидений менее приятный и носит обычно угрожающий характер.

No comments: