Tuesday 21 March 2017

Эмоциональная природа управления производством

 

Психо-биологические аспекты управления производством (по мотивам теории XY Мак Грегора)
From Graphomania

theory x ('authoritarian management' style)

* The average person dislikes work and will avoid it he/she can.
* Therefore most people must be forced with the threat of punishment to work towards organisational objectives.
* The average person prefers to be directed; to avoid responsibility; is relatively unambitious, and wants sec 

theory y ('participative management' style)

* Effort in work is as natural as work and play.
* People will apply self-control and self-direction in the pursuit of organisational objectives, without external control or the threat of punishment.
* Commitment to objectives is a function of rewards associated with their achievement.
* People usually accept and often seek responsibility.
* The capacity to use a high degree of imagination, ingenuity and creativity in solving organisational problems is widely, not narrowly, distributed in the population.
* In industry the intellectual potential of the average person is only partly utilised. 

theory z - william ouchi

in his book 1981 'Theory Z: How American management can Meet the Japanese Challenge'. William Ouchi is professor of management at UCLA, Los Angeles, and a board member of several large US organisations.

Theory Z essentially advocates a combination of all that's best about theory Y and modern Japanese management, which places a large amount of freedom and trust with workers, and assumes that workers have a strong loyalty and interest in team-working and the organisation.
Contents
* 1 Введение
* 2 Современная теория Управление производством (Менеджемент)
* 3 Труд
    3.1 Шкала Эмоционального Поведения при выборе Деятельности
     3.1.1 Саморегуляция информационной системы человеческой деятельности
   3.2 Структура Доверия
* 4 Коммуникация
* 5 Варианты Сюжетов поведения социальных групп и Масок индивидуальных участников
     производства
    5.1 Исторические этапы формирования систем управления на основе уровней эмоциональной
          составляющей
      5.1.1 Период управления с целью выживания
      5.1.2 Период управления с целью подчинения
      5.1.3 Период управления с целью обогащения
      5.1.4 Период управления с целью развития производства и технологии
      5.1.5 Период управления с целью Познания и накопления Знания
     5.2 Нейроанатомические аспекты коллективного сознания производственного коллектива
  * 6 Заключение

Введение

Основой любого движения в окружающем нас мире является первичный импульс "Большого взрыва", давшего начало существования нашей вселенной (пока таким образом современная наука определяет возникновение Вселенной и нашего мира в ней).

Явления наполняющие вселенную существуют, постольку, поскольку имееют способность к движению,которое и определяет само их существование или Бытие.

Явления,наполняющие Вселенную совокупностью своих качеств определяют возможность реагирования во взаимодействии с другими явлениями-эта способность очерченная качествами, представляет собой (для Свидетеля) Потенциальный образ поведения явления, который реализуется при взаимодействии, переходя в само поведение или Кинетический образ поведения.

Эволюция способности Свидетеля определять Образы поведения явлений окружающей среды привела к появлению элементов,а затем и самого Сознания как функциональной системы живого организма, определяющей себя и окружающий мир как Существующий.

Инициация активности организма в результате событий взаимодействия явлений внутри организма определила Мотивированную активность организма во исполнение императивов результатов событий внутри его.

Половой способ размножения аранжировал мотивированное поведение необходимостью Коммуникации между особями разных полов Эмоциональной окраской образов поведения.

Эволюция Эмоций и Коммуникационной способности сознания определила моделирование Эмоциональных образов поведения в окружающем мире, что выстроило систему взаимодействия индивидуального сознания и коллективного сознания сообщества живых организмов.

Развитие коммуникации привело к появлению информационных технологий, как примитивных-на основе вербальных символов эмоциональных образов поведения - Слов/Речи, а затем и в фиксации этих символов на физических носителях в виде письменности,а вне речи в виде Живописи и Музыки. На этом этапе Сознание приобретает черты, характерные для человеческого существования. С этого момента мы можем говорить о Человеческом Сознании или Разуме.

Накопление Эмоциональных образов поведения на физических носителях на основе информационных технологий в процессе Коммуникации формирует Коллективное человеческое сознание, вмещающее весь мир существования Человека и Человечества, выстроенного на принципах структуры человеческих эмоций,которая, в свою очередь, определена биологическим порядком эволюции структур и механизмов человеческого сознания.

Активность человека в человеческом сообществе детерминирована свойствами человеческого сознания и, в первую очередь, специфической Мотивацией, и Эмоциональным реагированием с уровней Основных, Культуральных и Когнитивных Эмоций в рамках приемлемости коллективного сознания этого человеческого сообщества.

Современная теория Управление производством (Менеджемент)

Мак Грегор, американский социальный психолог, в опубликованной в 1960 году книге-"Человеческая сторона предприятия"(The Human Side Of Enterprise)- представил свою знаменитую X-Y теорию. Эта теория остается и в настоящее время основой в понимании развития предприятий и улучшения управления деятельностью трудовых коллективов(management'а).

X-теория объясняет менеджмент с позиций отношения руководства производства к трудовому коллективу как к толпе людей стремящихся увильнуть от выполнения своих обязанностей или выполнять их "спустя рукова", бесцельно провести рабочее время и привести в негодность оборудование. Такое авторитарное, репрессивное ведение не ведет к развитию производства и создает депрессивную культуру в коллективе.

Y-теория показывает продуктивность и развитие производства при восприятии трудового коллектива руководством как полноправного участника производства, со своими обязанностями и ответственностью. Такая форма управления определяет саморазвитие производства в условиях совершенствующейся культуры производства.

http://www.businessballs.com/mcgregorxytheorydiagram.pdf

Z-теория описывает так называемую "японскую модель управления", когда все лучшее из теории Y, в которой свобода и доверие между управлением и рабочим коллективом находятся в единных рамках интересов производства и его развития, определяя высокую культуру в сочетании с ускоренным и оптимальным развитием производства.


Управление производством является специфической частью коммуникации между человеческими сообществами: управленческим аппаратом производства и рабочим коллективом. Коммуникация предполагает существование Сюжетов поведения, которые и описаны Мак Грегором в его теории. Маски, формирующие границы приемлемости поведения индивидуумов в этих фиксированый сюжетах поведения, определяют эффективность руководства, развития и культуру производства или Труда.

Таким образом проблема руководства распадается на составляющие её части:

* Труд
* Коммуникацию
* Варианты Сюжетов поведения социальных групп и Масок индивидуальных участников производства. 

Труд

Представленные Мак Грегором варианты управления производством относятся к сфере деятельности человека востребованной и оцененной обществом т.е. к Труду. Осознанная деятельность в достижении определяемой индивидуумом цели, востребованная и оцененная обществом или Труд, имеет в своей основе неосознанную деятельность, поведение, поведенческие реакции и элементарное моторное реагирования. Каждый вид активности имеет в своей основе существование Паттерна или образа Поведения, который у человека аранжируется эмоциями.

Осознанная деятельность,опираясь на механизмы неосознанний деятельности имеет некоторый Диапазон Свободы в выборе конкретных Целей деятельности.

Шкала Эмоционального Поведения при выборе Деятельности

Выбор деятельности определяется инициацией цепочки образов поведения, которая лежит в основе как мотивации, так и осуществления деятельности, преследующей, в первую очередь достижение Декларированной Цели. Этот процесс формирует Поведение и контролируется механизмами “обратной связи” и вниманием.

Если мотивация предполагает инициацию активности индивидуума (инициацию определенной системы образов поведения) в ответ на определенную информацию из внутреннего мира организма (нарушение водно-электролитного баланса определяет мотивацию к поведению,имеющему целью удаления жажды; определенные гормональные сдвиги определяют интенсивность полового влечения и т.д.), то социальная деятельность предполагает активацию эмоциональных образов поведения накопленых в процессе жизнедеятельности в процессе познания на основе когнитивной функции человеческого сознания.

Как и любая деятельность человека трудовая деятельность предполагает необходимость достижения определенной цели и в связи с этим процесс постановки цели основывается на выборе для инициации оптимального Эмоционального образа поведения, способного восстановить эмоциональный баланс, нарушенный информационным импульсом полученным извне или изнутри организма.

Определенность конечной цели зависит от зрелости механизмов сознания и предыдущего опыта достижения цели – уверенности в правильности постановки задачи.

Постановка задачи основывается на индивидуальном жизненном опыте участников трудовой дейтельности и диапазона приемлемости этой деятельности определенным человеческим сообществом.

Трудовая деятельность несет эмоциональную окраску как и любая деятельность человека. Знание Эмоциональной составляющей необходимо для понимания мотивации к труду и трудовой деятельности.

* Основанная на предыдущем жизненном опыте уверенность в результате деятельности определяет смелость, уверенность, профессионализм в принятии решения. 

* Фиксирование на промежуточных этапах в цепочке поведения при слабости или неопределенности цели -трусость и неуверенность. 



Шкала Эмоциональной составляющей деятельности:
Паника->Трусость->Неуверенность->Смелость->Уверенность->Профессионализм с минимальным проявлением эмоций

* Паника- при отсутствии трудового навыка в достижении поставленной цели. 

* Трусость-Нечеткость цели и неопределенны этапы к достижению 

* Неуверенность-Осознание необходимости, но неопределены этапы к достижению. 

* Смелость-Осознание необходимости, но нечеткость в этапах достижения. 

* Уверенность-Осознание необходимости и определены этапы к достижения поставленой цели. 

* Профессионализм-Четко поставлена цель, неоднократно опробованы и предсказуемы этапы в достижении максимального соответствия модели к образу. 


Саморегуляция информационной системы человеческой деятельности

Результаты осознанной деятельности в виде эмоциональных образов постепенно фиксируются в памяти, создавая "расширяющийся фронт" для совершенствования осознанной деятельности Человека.

Этот процесс носит императивный характер- активированный Эмоциональный образ поведения должен быть материализован или в модели в неживой природе или в виде информационного импульса в коммуникации.

* Человек стремится поделится своим “открытием” с другим человеком, зафиксировать сформированный образ на бумаге или на электронных носителях или в материальных Образах. Воздействуя на сознание других людей эти эмоциональные образы поведения вызывают к жизни образы в индивидуальном сознании у принимающего информацию человека. Фильтруясь и закрепляясь вызывает деятельность, направленную на кристаллизацию информации в информационных системах,которая,в свою очередь, представляется основой для дальнейшей деятельности формирования новых информационных систем. 

Структура Доверия

Деятельность в обществе обладая свойствами "Шкалы сомнения" опирается на ось эмоций, ухожящую своей основой в природу человеческого существования, развившуюся в индивилуальном человеческом сознании, в процессе коммуникации сформировавшую несущую эмоциональную опору коллективного человеческого сознания и, в конечном счете, Мира существования человека и человечества.

Опираясь на Инстинкт самосохранения, который является выражением информационного природного свойства к сохранению, накоплению и усложнению информации в живой природе.Этот инстинкт как компекс образов поведения на соответствубщую информацию из окружающего мира имеет специфические для человеческого существования черты, передоваемые по наследству и отражающий как само существование человека как вида, так и специфическое реагирование индивидуального сознания, выраженного разнообразием темпераментов.

По мере формирования индивидуального сознания в человеческом обществе этот инстинкт аранжеруется основными понятиями приемлемости поведения в человеческом обществе, которые закркпляются на культуральном эмоциональном уровне сознания. На этом уровне формируется Вера,представляющая собой комплекс понятий по шкале Истинности.


Истина находится в одной системе оценки понятий. От "Бреда" через "Ложь" и "Сомнительную достоверность", "Достоверность", к "Правде" и "Истине".Все эти понятия отличаются одно от другого лишь степенью Знания о потенциальных взаимоотношениях рассматриваемого явления в другими явлениями окружающего мира. Чем полнее конвенциональное знание о возможных взаимодействиях явления тем более это явление "Истинно".

1.Отрывочные не связанные сведения о явлениях вне контекста-"Бред".

2.Построение информационной системы явления не имеющей понятных (научно обоснованных) взаимоотношений рассматриваемого явления с явлениями окружающей среды-"Ложь"

* Непреднамеренная Ложь- Система не имеющая понятных взаимосвязей с окружающими явлениями, требует надуманных, непонятных, недоказуемых объяснений и эти объяснения признанны как исходные понятия. К такой лжи относится "Религия", "Вещь в себе", "Философские системы,оторванные от природы человеческого существа", "Первичный Хаос в сотворении мира" и т.п.
* Преднамеренная Ложь - Система,не имеющая внятных взаимосвязей предложенная для достижения скрытых целей - "Оружие массового поражения в Ираке", "Борьба с олигархами", и т.п. 

3.Сомнительная достоверность-доказано существование, но не ясны взаимоотношения-"Темная материя", "Темная Энергия" и т.д.

4.Явление имеющее научно обоснованные опытные подтверждения -Правда

5.Явления, относящиеся к правде и имеющие максимально конвенциональное признание - Истина.

* Появление в процесе познания подтверждений существования явлений, оцененных ранее как непреднамеренная ложь переводит явление в категорию сомнительной достоверности. 

"Хаос до сотворения мира" преобретает научное подтверждение в гипотезе Эйнштейна основанной на достижениях в познании квантовой механики.

Другими словами Истинность основывается на эмоциональной однородности оценки явления или Конвенциональности в индивидивидуальном и коллективном сознании людей.

Культуральный слой эмоциональных образов сознания является основой для формирования Когнитивного слоя эмоциональных образов. На этом уровне индивидуального сознания формируются системы эмоциональных образов, кодирующих повседневный опыт сложившегося и зрелого индивидуального человеческого сознания. Эти системы наслаиваясь на культуральный слой окрашиваются и каталогизируются на принципах "Доверия", представляющих когнитивное развитие и применение эмоциональной шкалы "Лжи/Истины".

Эмоциональные образы индивидуального сознания, моделируясь в вербальной форме или на физических носителях, представляют собой информационный импульс в коммуникации в человеческом сообществе. Инициируя соответствующие ему эмоциональные образы сознания участников коммуникации Информационный импульс уже моделированных коллективных образов сознания реверберирует в человеческом сообществе формируя понятия "Лжи","Правды", "Истинности" и т.д.

Коммуникация

Человеческая деятельность востребованная обществом-Труд и оцениваемая обществом через конвенциональный символ ценности явления-Деньги формирует системы производства как материальных так и любых других ценностей в процессе Коммуникации. Системы призводства могут быть индивидуальными и коллективными. Последние, вовлекая в деятельность большие массы людей, предполагают необходимость руководства-управления этой деятельностью или Менеджмент, основой которого является коммуникация.

Как и любая человеческая деятельность Менеджмент представляет собой моделирование эмоциональных образов поведения в физическом мире.Коллективное сознание человеческого сообщества, сформированное на основе коммуникации, предполагает существование Сюжетов поведения в условиях производства и коммуникации в производственном коллективе на основе культуральной приемлемости этого поведения в определенном человеческом сообществе.Поведение Масок в Сюжетах производственных коллективов диктуется эмоциональной составляющей активированных к деятельности Эмоциональных образов поведения.

Уровни эмоционального реагирования предполагают различную степень взаимопонимания, а стало быть и различгую степень вовлечения индивидуума в коллективную деятельность.

* Коммуникация на уровне Основных Эмоций неэффективна и беспереспектина, поскольку предполашает безальтернативное неосознанное эмоциональное реагирования на информационный импульс.
       Реакция на стимулы вызывающие Радость, не может выразится в виде Отвращения и не может
       явится основой двустороннего обмена информацией. 
* Коммуникация на уровне Культуральных Эмоций предполагает двусторонний обмен информацией, без какой-либо надежды на достижение конценсуса. Такая коммуникация неизбежно заканчивается конфликтом,вплоть до элиминации партнера различными способами.
       Примером коммуникации на уровне культуральных эмоций могут служить межконфессиональные
       споры и конфликты. Отношения между участниками процесса производства основываются на
       коммуникации и на этом уровне предполагают силовую, властную схему управление
       производством-Теорию X. 
* Коммугикация на уровне Когнитивных Эмоций, отличается двусторонним обменом информацией и тем более успешна, чем более развита и богата когнитивными образами память индивидуума.На этом уровне общая цель мобилизует усилия людей, несущих различные темпераменты и культуральный диапазон приемлемости позволяя реагировать различными эмоциональными оттенками на когнитивную информацию, оставляя надежду на достижение конценсуса.
        Международные конференции между людьми различных темпераментов и культуральных
        понятий имееют успех в достижении конценсуса имея общую цель деятельности. Примером 
        может служить недавнее принятие резолюции в Совете Безопастности ООН по конфликту между
        Израилем и террористической организацией Хизбалла на юге Ливана, которое поддержали не
        только представители стран членов Совета Безопастности, по и участники конфликта. 


Варианты Сюжетов поведения социальных групп и Масок индивидуальных участников производства

Разнообразие сюжетов поведения, тем не менее, повторяет эмоциональную структуру человеческого сознания:

* Основные эмоции или генетически детерминированное эмоциональное поведения (известные с античных времен раличные темпераменты реагирования).
     Выживание-система поведения на основе инстинкта самосохранения. 
* Культуральные эмоции или эмоции приобретенные в процессе формирования и биологического взросления сознания.
     Подчинение-система на основе культуральных принципов иерархии власти
     Накопление богатства-система на основе культуральных принципов иерархии власти через
     конвенциональный символ "Владения Богатством". 
* Когнитивные эмоции или эмоции реализующиеся в процессе рутинной, каждодневной активности- эмоции сопровождающие познание и мышление.
     Продуктивная деятельность-система на основе моделирования эмоциональных образов поведения 
     в физическом мире-"Производство Продукта".
     Познание и Накопление Знания- система на основе самого поцесса познания имеющая цель
    "Накопление коллективного знания". 

Основой производственных отношений является эмоциональная система "Веры и Доверия" между участниками производственного процесса.

Культуральная эмоция "Вера" в коллективном сознании принимает и определяет неосознанные системы управления только благодаря реверберации образа в процессе коммуникации из поколения в поколение. Вера принимает и оценивает образ, не требуя ясности и понимания.

* К таким образам можно отнести поклонение "Богу" и веру в "Царя-Помазаннника божия". 

Когнитивная эмоция "Доверие", формируя Сюжет поведения, в котором Маски индивидуального поведения осуществляют свою деятельность в интересах трудового коллектива, определяет развитие трудового коллектива, его технологических достижений и успехи в Познании и Накоплении Знания.

* Футбольные матчи собирают миллионы людей на стадионай и миллионы людей следят за событиями на футбольном поле через средства массовой информации только потому, что любому участнику футбольного матча до подлобностей ясна роль Масок-"Игроков" на матче и в мире связанном с ним. 

"Ясность", "Простота" и "Понятность" правил поведения или игры определяют эмоциональную окраску реагирования на входящую информацию как на уровне индивидлуального, так и на уровне коллективного сознания.

Исторические этапы формирования систем управления на основе уровней эмоциональной составляющей.
Период управления с целью выживания
Этот период формирования производственного коллектива отражает эмоциональное стремление членов этого коллектива к выживанию. В таком коллективе Маски представляют активность, имеющую цель выживаемость коллектива. Управление в нем формируется на принципах самоподчинения выдающемуся в определенной области члену самого производственного коллектива (Главному охотнику племени, диктующему тактику и стратегию поведения охотников племени)

Период управления с целью подчинения
Эволюция предыдущего периода на основе коммуникации привела к формированию системы подчинения, в которой мотивируя необходимостью к выживанию Лидер подавляет коллектив, вначале в периоды совместной деятельности,а затем и в повседневной жизни. Этот период характерен формированием иерархии подчинения с целью удержания Власти, сначала как средства выживания, а затем и Самой-по-себе.

Период управления с целью обогащения
Власть придержащие в последующей эволюции, обладая возможностью накапливать материальные ценности в этот преиод осуществляют управление производственным коллективом через систему иерархических отношений с целью накопления ценностей, как основной задачи производства.

Период управления с целью развития производства и технологии
Достигнув цели предыдущего периода власть придержащие делегировали свои управленченские функции профессионалам-управленцам во исполнение новой цели Развития производства и усовершенствования технологии. На этом этапе происходит поляризация функции рабочего коллектива и управленческого аппарата диктующего статегию и тактику развития производства и технологии необразованной толпе механических исполнителей производственных функций.

Период управления с целью Познания и накопления Знания
По мере распространения образования в среде рабочего коллектива и осознания им целей производства стало возможным принимать его инициативу и инновационные идеи управленческим апаратом трудового коллектива в интересах развития производства, технологии, разработки инновационных идей связанных и не связанных с основным производством. Этот период характеризуется включением рабочих масс в разработку инновационных идей и технологий как моделирование коллективных эмоциональных образов в неживой природе во исполнение природной когнитивной функции человеческого сознания. Такое включение стало возможным в результате принятия культуральным набором эмоциональных образов возможности придать значение инициативе рабочего коллектива, состоящего из людей высокого уровня образования и использования информационных технологий в коммуникации- "Доверия к инициативе снизу".

Если образование есть однонаправленная коммуникация от коллективного сознания к индивидуальному сознанию, то коммуникация сама-по-себе формирует системы эмоциональных образов, как в индивидуальном, так и в коллективном сознании.

Каждый из перечисленных периодов отражает преимущественное вовлечение определенного уровня эмоционального реагирования в эмоциональной оси "Веры/Доверия" в систему Управления Вообще и Управления Производственного Коллектива, в частности. Любой из описанных форм управления производства можно обнаружить и в современном нам мире.

Нейроанатомические аспекты коллективного сознания производственного коллектива
Лежащие в основе человеческого поведения эмоциональные образы поведения представлены анатомически системами Миндалевмлного комплекса (Amigdala) извилиной морского конька (Hyppocampa) Амигдала отвечает за эмоциональную окраску образа, а Гиппокамп за контент и фиксацию его в памяти. По данным Ле Ду (LeDoux, 1997) Амигдаллярные связи с неокортексом головного мозга в значительной степени более выражены,чем неокортекса с Амигдалой. На этом основании можно предположить более существенное влияние структур определяющих Эмоции на когнитивный неокортекс, чем когнитивного неокортекса на эмоциональную сферу. Такие взаимоотношения делают понятным сложность сознательной регуляции эмоционального реагирования.

Хронический Стресс, в разной степени выраженности сопровождает Х-систему управления производством по Мак Грегору. Этот стрес физиологически сопровождается выбросом и повышенной продукцией гормонов надпочечников. Эти гормоны выходят в кровоток и орошают Гиппокамп и Амигдалу, которые, по данным Брюса Мак Ивена (Bruce McEwen) и Роберта Сапольского (Robert Sapolsky) вызывают анатомическую деградацию гиппокампа, с уменьшением его массы и,стало быть, и функции и активацию структур Амигдалы и,стало быть, усиления эмоционального реагирования на информационные стимулы.

Такая разнонаправленная реакция на хронический стрес мозговых структур отвечающих за контент памяти-Гиппокамп и эмоциональную составляющую памяти-Амигдалу приводит к снижению когнитивных способностей рабочего коллектива при модели Х Мак Грегора и создает анатомо-физиологическую почву для социального взрыва, характерного выраженным эмоциональным реагированием при дефиците способности к мышлению и когнитивному осознанию информационных импульсов. Снижение способности к познанию масс рабочего коллектива высвобождает эмоциональное реагирование больших человеческих масс раразившееся в социальных революциях и деструкции человеческого сообщества.

Модели систем Y Z в управлении производственным коллективом максимально мобилизуют когнитивную способность человеческого сознания, переводя эмоционального реаширование с нижних уровней основных и культуральных эмоций на высокий уровень когнитивных эмоций. Такой перевод не толькостимулирует внутренние механизмы самосовершенствования производства, но и снижает "градус" эмоционального противостояния между социальными группами составляющими производственный коллектив.

Заключение
Система XY Управления производством представляет частный случай социальной структуры человеческого общества и его управления. Структуры получившей эволюционное развитие в коллективном человеческом сознании, на основе биологических механизмов регуляции индивидуального и коллективного сознания.


TAGS: Философия

No comments: